+7 (925)225-05-42, +7 (926)118-58-98

Хохлома

 

 елочный шар хохломаНедалеко от Нижнего Новгорода, посреди заволжских деревень раскинулась прежде д. Хохлома, а ныне большое старинное поселение, расположенное на Волжском берегу. Жители этого села издревле занимались различными ремёслами, среди которых важное место занимало изготовление деревянной посуды и всяческой домашней утвари. Именно его название «Хохлома» дало имя особенной росписи по дереву, возникшей в заволжских деревнях, стоящих на р. Узоле. Данная группа селений (их было 50) принадлежала к Хохломской и Скоробогатовской волостям, это и есть историческая родина хохломы.
Хлеба, который рос на местных песчаных почвах, зачастую не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне выделывали деревянную посуду на продажу - долбили ковши, вытачивали блюда и чаши, вырезали ложки. Впрочем, такое ремесло бытовало во множестве регионов России, однако изделия народного промысла хохлома легко узнавались по особенной золотистой-огненной росписи. При этом замечательно, что необычная роспись «под хохлому» создавалась без применения золота. А само появление её красивая местная легенда связала с талантливым мастером-иконописцем из XVII века, который бежал после произошедшего церковного раскола от уважавшего его мастерство царя вместе со староверами в глухие заволжские леса.
Там он срубил себе избу и по-прежнему занимался своим делом, однако мечтал постичь такое искусство, которое бы стало родным всем людям, отражало красоту родной земли, было просто и близко душе, словно русская народная песня. И однажды ему это удалось – он придумал искусство хохломы и так появились на свет ложка хохлома, первые расписные чашки, богато украшенные цветами и тончайшими веточками. Очень быстро слава о талантливом мастере разнеслась по всей русской земле. Люди отовсюду ехали, чтобы только полюбоваться на его прекрасное мастерство. Многие из них рубили рядом избы и селились здесь жить. Наконец, слава мастера дошла и до грозного царя, которому он прежде служил, а тот повелел стрельцам привести беглеца обратно. Однако народная молва опередила царских посланников. Как узнал мастер хохломы о надвигающейся беде, сразу же собрал односельчан и раскрыл им все секреты своего ремесла. Поутру ступившие в село стрельцы увидели, как пылает ярким пламенем домик мастера. Чудо-художник пропал, как в воду канул, оставив на земле свои прекрасные краски, словно вобравшие в себя черноту пепелища и огненный жар золотого пламени. И с тех пор горят огнём хохломские краски, навевая людям мысли о счастье свободы, о человеколюбии, о жажде постичь прекрасное. Вот такая красивая легенда окутывает народный промысел хохлома. Конечно, в ней много вымысла, однако её правда кроется в том, что настоящее мастерство и истинное народное искусство могут сохраняться в веках, при условии, что они передаются от учителя к ученику.
 шар хохломаКак же создавалась хохломская посуда? Выточенное из хорошо просушенного дерева - лёгкой мелкослойной липы, берёзы, осины (или клёна, если речь шла о ложках) – так называемое «бельё» во избежание появления трещин ещё раз тщательным образом просушивалось, после чего грунтовалось разведённой жидко глиной. Данная техника получила название «вапленье» (от «вап» - «краска», либо «красильное вещество»), а отлично владевших ею мастериц называли «вапленицы». Далее следовали так называемая вгона – то есть смазка льняным маслом, обязательное ошкуривание, шлифовка и, наконец, покрытие примерно четырьмя слоями олифы – то есть сваренного масла (причём каждый из последующих слоёв был несколько толще предыдущего; а самый последний слой просушивали немного не до конца, дабы лучше легла полуда – особый оловянный порошок, который пришел на смену серебру). Естественно, все вышеперечисленные операции в народном промысле хохлома вапленицы и лачилыцицы выполняли вручную.
Затем сверкающая металлом и совершенно гладкая посуда отправлялась в руки красильщика - мастера хохломской росписи, который орудовал кистью с длинным и весьма упругим волосом, сочно пропитывающейся масляными жаростойкими красками. Кисть мастер, освоивший искусство хохломы держал легко, практически не сжимая её, весьма свободно и всеми пальцами. Другая рука одновременно поворачивала столик хохлома, стул хохлома или традиционные предметы кухонной утвари навстречу кисти. Когда орнамент хохлома был создан, изделие вновь просушивалось, покрывалось лаком и ставилось на длинные доски рядами в обширную печь с достаточно высоким сводом. За правильностью процесса закалки наблюдал так называемый «уходчик за печами». От степени его мастерства напрямую зависел конечный итог труда названных ранее участников процесса. Загрузив в печь изделия, уходчик плотно её закрывал. И при температуре в 270-300 градусов по Цельсию лак приобретал красивый янтарный оттенок, в результате обработанный им серебристый металл начинал походить на золото.
Роспись «под хохлому» включает сегодня основные приёмы письма золотой хохломской росписи, которых существует 2. Ближе к истокам народного промысла хохлома с «верховой» росписью, которая зачастую наносится чёрной вкупе с красной красками прямо сверху металлизированного фона, который приобретает золотой цвет после закалки и хорошо просвечивающего через орнамент. С помощью этого приёма исполняются как геометрические, так и растительные узоры – «травка», «под листок», «древко», хохлома цветы и другие элементы хохломы.
При другом типе росписи называемом «под фон», напротив, орнамент золотого цвета располагают поверх цветного или чёрного, а чаще всего красного фона. Сначала мастер кистью наводит контуры мотивов, после чего делает «отписку», хорошенько закрашивает фон и штрихом прорисовывает детали узора. Во время окончательной отделки росписи на тарелке хохлома или другом изделии добавляются уже травные приписки – то есть мелкие узоры из листьев, трав и ягод. После процесса закалки золотистый цвет обретает уже не сам фон, а именно орнамент. А на особенности получаемых травных узоров влияние традиционно оказывала форма посуды. С ходом времени для каждой из форм нашлось своё собственное композиционное решение, которое намечало контур, однако оставляло огромный простор для личного творчества, что даже средне одарённый мастер всегда мог создать не просто некую стандартную копию, а истинный шедевр.
 хохлома цветыВ росписи посуды нет каких-либо жанровых сцен. Как и в давние времена, сегодня мастера хохломы рисуют разнообразные растительные орнаменты: листочки, изогнутые ветки, землянички, рябинки, малинки, сердечки и цветочки. Порой узоры тянутся вверх, а иногда идут по кругу, либо причудливо извиваются. В широком разнообразии орнаментов хохломы проявляется всё богатство фантазии художников. Однако самым любимым из мотивов, которым знаменит город Хохлома, остается древний орнамент «травка», которая может быть изогнутой, располагаться кустиком или в виде одиночных былинок. «Травка» обычно пишется красным, либо чёрным цветом, без неё хохломскую роспись трудно представить. Самыми замысловатыми узорами признают «кудрины». В них травка превращается в кудри-завитки, напоминающие перья жар-птицы. Этот элемент всегда пишется золотом.
Орнаменты преисполнены значения в различных народных промыслах, хохлома не исключение. Цветущие плоды и кусты на Руси считались искренними пожеланиями добра и благополучия, потому-то они так часто и используются.
Посуда Хохломы до сих пор создаёт ощущение жара пламени. Ни одна другая деревянная тарелка или любой другой предмет не смотрится настолько практично и нарядно, поражая своей красотой того, кто видит её воочию впервые. Не случайно хохлому любят не только туристы, но и сами россияне. Не знаете, где купить хохлому? Это можно сделать у нас в интернет-магазине, хохлома цены здесь имеет небольшие и представлена на сайте в широчайшем ассортименте, причём исключительно рукотворными и оригинальными изделиями, которые могут стать замечательным подарком на любой праздник для ваших родных и близких!
Выбрать подарок по...

Авторские права на дизайн и всю информацию веб-сайта, а также на подбор и расположение материалов принадлежат ИП Алексеев С.А.
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ИП Алексеев С.А.
Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения ИП Алексеев С.А.


© 2009-2016 студия подарков «StudioHM». Все права защищены.
                                Создание сайта - Стереотип